таунхаусы и коттеджи в спб
номер
Записаться на экскурию

Призеры конкурса «Прибрежный Квартал: Код Леса» вернулись с Dutch Design Week

 

Участники конкурса «Прибрежный Квартал: Код Леса», занявшие третье место, отправились в Эйндховен (Нидерланды), на неделю дизайна Dutch Design Week.В ежегодном масштабном событии приняли участие более двух с половиной тысяч дизайнеров, архитекторов и художников. В этом году Эйндховен вновь презентовал себя как глобальный центр креативной индустрии – было организовано более 600 выставок и презентаций на 110 локациях по всему городу. Неделя дизайна прошла с 22 по 30 октября под лозунгом «The making of» («Создание»).

Напомним, летом 2017 года в Прибрежном Квартале прошел конкурс для молодых архитекторов «Код леса» по благоустройству территории. На суд жюри под председательством главного архитектора Петербурга Владимира Григорьева было подано более 20 заявок. Третье место заняла концепция  «Грибной дождь» Анастасии Чернышёвой, Юлии Ильченко, Маргариты Пушкаревой и Михаила Максимова, представляющих студию Horomystudio.  По их словам, образ размытых прибрежных линий воплощается в мощении, задает общую канву пространству, где как грибы после дождя появляются предметы благоустройства, прототипами которым служат элементы леса – грибы, кочки, горки и ямки. В качестве приза участники получили поездку в Эйндховен на неделю дизайна и экскурсию по городу от голландского урбаниста Кейса Донкерса (организатором поездки выступил «Город 22»). 
http://foxnose.ru/news/obyavlenyi-pobediteli-konkursa-na-blagoustrojstvo-%C2%ABpribrezhnogo-kvartala%C2%BB.html


Своими впечатлениями участники студии Horomystudio поделились с нами.

«Прежде всего, нам понравилось, что город очень приспособлен для пешеходов. В обустройстве среды много интересных деталей — от арт-объектов до скамеек, велопарковок и аккуратных уличных сливов, - делится впечатлениями Юлия Ильиченко. - Объекты дизайна среды функциональны и при этом внешне нейтральны, эстетичны, но не доминируют. Всё сочетается друг с другом и с архитектурой благодаря единой красно-кирпичной и серой гамме.

 На самой выставке бурлит активная жизнь: публика проявляет к проектам живой интерес, все читают описания, задают вопросы, тестируют, делятся впечатлениями, оставляют свои контакты для крауд-фандинга или предзаказа. Все совсем не так, как мы привыкли.  Приятно поразила готовность делиться своими наработками, любой автор с удовольствием рассказывает, как он добился такой необычной формы. Рассказ может начинаться примерно так: «2 года мы экспериментировали с брокколи, потом решили залить форму с соцветиями жидким алюминием», рассказала автор красивого стула в Kazerine.

 Потрясающий ажиотаж был вокруг студенческой работы мусорного бака-качелей для сбора компоста: окружившая толпа открывала крышки, раскачивала объект и говорила: «Да, нам такой нужен!». Суть проекта проста: выбрасываешь пищевые отходы и легким толчком раскачиваешь емкость, потом то же делает сосед, в итоге происходит отходы перемешиваются, и быстрее преобразуются в компост.  Дополнительный шарм проект получил просто за счет этого игрового момента раскачивания.

 Конечно, раздельный сбор мусора для Европы — не новость, а вот для нас пока тема не аппетитная. Поэтому очень хочется экологических и социальных ориентиров в городском дизайне, если это удастся, например, в «Прибрежном квартале», надеемся, это сможет запустить волну, и сформировать тренд в городской политике благоустройства и у крупных застройщиков.

 На примере Эйндховена стало понятно, что забота об окружающем мире и жителях - это не результат громадных денег. Возрождение города и дизайнерский бум начался с простых инициатив, с реноваций того, что брошено или вышло из моды. Морально-этические ориентиры в сочетании со смелыми идеями, а также труд для достижения цели смогли позволить Эйндховену не стать еще одним Детройтом.

 Мы очень рады знакомству с архитектором и прекрасным человеком Кейсом Донкерсом (CeesDonkers), который с самого начала был активным участником и одним из инициаторов воскрешения и перерождения города. Кейс сейчас продвигает понятие socialdesign во всем мире, делясь опытом Эйндховена, читает лекции, организует учебные программы, привлекает творческих людей со всего мира для участия в воркшопах DDW. Первое, что сказал Кейс про русских студентов - «у них столько энтузиазма!».

 Кейс познакомил нас с другими «послами» DDW, из общественного центра NatLab и проекта PlayGround, которые работают в разных сферах, но объединены энтузиазмом делать что-либо на благо города, людей и природы. Мы рассказывали про проекты: Велосипедизация Санкт-Петербурга, Старость в радость, Тугеза, Город друг, Красивый Петербург, Упсала цирк, Антон тут рядом, Ночлежка, ЛенДок, Прогулки с Раснером, Дару дар, Точка доступа, Гик Пикник, Голицын-лофт. Вроде и не так много, но голландцы очень радовались, видно было, что их мечта о прекрасном мире и за пределами Эйндховена становится чуть более осязаемой, Россия становится чуть меньше «той страной из Евроньюс».

 В привычном нам понимании дизайн — это сочетание функция+польза+красота, а для голландцев добавляется еще и посыл к человеку, важна идея - что представляет из себя человек, раскрываясь через созданные им предметы? Хочет ли он стоять на мусорном острове в океане с сумкой из 500 шкурок кротов, или быть тем, кто готов найти время поставить колышки для гнездования полярных птиц? Эйндховен выбирает последнее.

 Главное отличие голландского дизайна очевидно — ориентация на объект, в котором нуждается общество и природа, а то и сама Вселенная! Для достижения поставленной цели годятся только гуманные средства, например, сочетание недорогих материалов и экологичных производств.

 Пример Эйндховена и позитивный опыт всех, с кем мы общались, зажигает! Очень хочется проектировать немного другое, более ответственно, чутко и осознано. Как сказал классик: «..Разруха не в клозетах, а в головах...», а нам, здесь, осталось только в это поверить».