С Новым 2026 годом! Праздничное интервью Михаила Голубева изданию NSP.ru
Михаил Голубев: «Лисий Нос в центре инвестиционного развития»
Вслед за Сестрорецким намывом Смольный включил в Генплан Санкт-Петербурга морской курорт в Горской «Санкт-Петербург Марина» на территории МО «Лисий Нос». О том, как локальные малоэтажные проекты впишутся в новую логику развития территории, рассуждает Михаил Голубев, девелопер проекта «Прибрежный Квартал».

- Есть некоторая диспропорция между масштабом, стоимостью заявленных проектов и реальными темпами развития этой части Приморского и соседнего Курортного районов. Или это не так?
- Сценарии освоения береговых территорий на севере Петербурга стали появляться еще в начале 1990-х. В последнее десятилетие они оформились в идею полицентричной модели развития города, синхронизированной с пространственным и социально-экономическим развитием. В 2017 году, после форсайта Агентства стратегических инициатив «Образ будущего Санкт-Петербург-2035» было предложено даже новое административно-пространственное деление. В его рамках часть города от стадиона «Зенит» до Смолячково предложили объединить в так называемый «Северный водный фронт». И в эту концепцию укладывались и крупные, и небольшие инвестиционные проекты. Следующий шаг - мастер-план развития территорий.
У тех, кто отвечал за градостроительное развитие, всегда было понимание, что это уникальная прибрежная часть города. Сейчас страна входит в новый цикл, сопряженный со сменой смыслов, экономической структуры и управленческой элиты. И, возможно, сейчас Лисий Нос, расположенный в треугольнике между деловым центром, яхтенным кластером и новым аэропортом Газпрома - самый инвестиционно-привлекательный муниципалитет страны. Но мастер-плана, хотя бы части территории, так и нет, а она у нас (я переехал в Лисий Нос еще в конце 1990-х) сложная.
- Почему?
- Она большая, значительную ее часть занимают особо охраняемые природные территории: береговые линии, городские леса. Кроме того, муниципалитеты Лахта-Ольгино, Лисий Нос «разрезаны» железной дорогой, Приморским шоссе. Все малоэтажные поселения, которые находятся внутри КАД, имеют ограниченные земельные ресурсы для развития.
Именно здесь важно иметь правильный мастер-план, определяющий плотность и высотность застройки, баланс функциональных зон, нагрузку на природные объекты, развитие инфраструктуры, общественного транспорта, связанность с другими районами. Нужна точка сборки разных интересов, включая интересы местных жителей.
Малоэтажная концепция открывает возможности для достижения национальных целей в сохранении населения, укрепления здоровья, поддержки семьи. Возможность иметь дом с участком в мегаполисе - жилье для многодетных семей, где достаточно пространства и каждый ребенок имеет свою комнату - главный аргумент для улучшения демографии и в конкуренции за человеческий капитал. Эта концепция органично вписывается в местный природный ландшафт с пляжами и эко-тропами, в культурное наследие, в местную идентичность (первые дачи здесь появились в 1895 году, когда был построена железнодорожная ветка на Сестрорецк).
Как все это бьется с намерением привозить сюда 1,3 млн туристов, построив крупнейшую в Европе марину, отели с бассейнами и кортами, ночные клубы и деловой центр вокруг будущего транспортно-пересадочного узла, сказать трудно. В городе восемь месяцев в году холодно. Я живу на берегу Финского залива, и точно знаю, что никакой здесь не курорт. Но строительство яхт-клуба и школы яхтенного спорта уже началось, и его ведут серьезные профессионалы, работавшие с «Лахта-Центром».

- То есть мы видим совместный проект государства и крупного бизнеса с большим количеством туристической инфраструктуры, которая выглядит очень luxury. Видимо, предстоит как-то встроиться в эту новую логику развития территории и нашей жизни…
- Чтобы понять, для кого и под какие экономические реалии все это создается, надо проводить исследования. Тогда можно ответить и на более прикладные вопросы. Напомню: по соседству, в Курортном районе существует проект намыва на 500 га. Это здорово, если у города имеются такие градостроительные возможности. Но есть огромные территории внутри города в «сером поясе» и морском порту – живописные, с каналами, на взморье. При этом в экономике происходят структурные изменения. Деньги очень дорогие, вероятность, что их хватит на всё, неочевидна. И я пока не вижу, где эти глобальные представительские проекты пересекаются с интересами обычных людей. Что город яхт даст жителям Лисьего Носа, кроме того, что лебеди совсем улетят?..
Полную версию статьи читайте по этой ссылке
%20(1)%20(3).jpg)


