«В строительной отрасли идет перезагрузка». Предновогоднее интервью Михаила Голубева изданию «Недвижимость и строительство Петербурга».
Петербург старый и новый соединяются в инновационной архитектуре. О тенденциях в малоэтажном строительстве и о том, как построить в петербургском предместье «Дом Шемякина», рассказывает Михаил Голубев, девелопер проекта «Прибрежный Квартал» в Лисьем Носу. Предновогоднее интервью обозревателю Дмитрию Синочкину в издании «Недвижимость и строительство Петербурга».
– Как вы оцениваете ситуацию в вашем главном проекте «Прибрежный Квартал»?
– Год был сложный. Заранее было понятно, что надвигаются проблемы, и задача стояла – переформатировать продукт и создать премьеры жилых домов, адаптированные для новых условий, а также подтянуть строительство инфраструктуры, завершить старые проекты ИЖС. Поэтому сдавали в этом году немного: три таунхауса сдали, еще четыре, вероятно, введем до конца года. Мы сознательно не форсировали события из-за новых неопределенностей: инфляционная нестабильность, вторая волна кадрового дефицита, ограничения ипотеки, высокая ключевая ставка ЦБ. В отрасли происходит эпохальная перезагрузка: смыслов, проектов, планов деятельности.
– К какой категории вы относите ваш проект в Лисьем Носу: бизнес-класс, комфорт?
– Что касается городских локаций, то, на мой взгляд, правильнее отталкиваться не от стоимости квадрата, а от общей цены объекта. При стоимости лота от 15–20 млн рублей мы идем уже в категорию бизнес-класса. И наполненность квадратного метра у нас другая, не такая, как в квартире. Причем 15–20 млн рублей за 100–150 кв. м – это ведь только «коробка», в нее надо еще немало вложить.
– Как возникла идея сделать проект дома с Михаилом Шемякиным?
– Это большое важное событие. В течение года по его эскизу делали модель. Он все согласовал, передал мне авторские права на фасады здания, так как он – автор концепции и художественного решения. Первый этап мы прошли. Это будет уникальный дом, много интересных решений с точки зрения градостроительства, архитектуры и домостроения. Смысловая задача: его сказочный мир, мир петербургского мифа, вбирающего разные стили, перетранслировать, превратить в реальность. Преобразовать его Зазеркалье в реальный объект, попутно решая прикладные задачи.
– Кому может понравиться такой дом, кто в нем будет жить?
– Такой же вопрос задал главный архитектор города, впервые увидев эскизы здания. Так ведь стремление к инновациям всегда предполагает умение пройти по тонкой грани, по лезвию. Мне кажется, этот дом будет интересен тем, кто живет, стараясь заглянуть в будущее. Кому близок не только старый Петербург, город Достоевского с топором в дворницкой, но и новый – с виражами ЗСД, силуэтом Зенит-арены и газпромовской башни. Потому что на самом деле это один и тот же город…
Дом будет рассчитан на четыре жилых блока. Возможно, проще будет продать его одному владельцу, а не четырем. Пока нет ясности. Но этот шаг точно добавит известности проекту «Прибрежный Квартал».
Вокруг Лисьего Носа происходят градостроительные события огромного масштаба: аэродром в Левашово уже фактически работает, обсуждаются еще два небоскреба в Лахте, в Горской будет строиться город яхт... Мы вдруг оказались в эпицентре глобальных инвестиций. Мне предлагают продать часть проекта, с прицелом на создание в квартале нескольких резиденций высокого класса.
Спрос на качественное жилье в ближнем пригороде есть, но он видоизменяется. Дом по эскизам Шемякина – это будет еще и культурное событие. Для «Прибрежного Квартала», для Лисьего Носа и для города в целом. Пришлось потрудиться с переходом от рисунка к реальному объекту. Есть же особенности климата – дождь, снег, проморозка, конденсат; все инженерные решения должны работать. Михаил Михайлович здорово помог нам, согласовав проект, когда увидел наши компетенции в архитектурных и технических вопросах.
Этой коллаборацией нам важно показать: мы не боимся сложностей, мы умеем решать трудные задачи и выходить из спорных ситуаций. Как чисто инженерных, финансовых, так и социально-политических.
– Можно ли говорить, что сейчас в строительстве формируется отложенный спрос?
– Это все же из разряда «средней температуры по больнице». В сегменте студий и малогабаритных «единичек» – одна картина. Если говорить об уникальных объектах в более высокой ценовой категории – так они и сейчас продаются. Да, часть покупателей «сидит» сейчас в депозитах, смотрит, что растет быстрее: цена на недвижимость или доходы из-за высокой ставки ЦБ? Мы их понимаем, с такими клиентами коммуницируем, получаем обратную связь. Готовы предложить им рассрочку или вариант с отделкой и с благоустройством.
Если у человека и его семьи конечная цель в 2025 году – комфортное качественное современное жилье, а не заработок на процентах, мы найдем пути к сотрудничеству!
С наступающим Новым 2025 годом и Рождеством Христовым!